Бизнес идея: Разведение кроликов: числа и нюансы

Основа кролиководческого бизнеса страны — фермы, где содержится от нескольких сотен до двух тысяч животных. Но наиболее предприимчивым из крупных кролиководческих хоязйств уже удается продавать кроличье мясо и субпродукты не только в Украине, но и за рубежом. Государство же пока по достоинству не оценило старания кролиководов, оставляя их без дотаций и поддержки.

Сложно поверить, но в середине 1980-х годов украинские кролиководы обеспечивали едва ли не десятую часть мирового объема крольчатины, продавая ежегодно около 140 тыс. тонн мяса и 40 млн шкурок. Теперь же производят в шесть раз меньше, хотя спрос на эту продукцию сохранился. В рознице 1 кг мяса кролика в среднем стоит 50–70 грн. Но даже высокая цена не отпугивает покупателей. «Мы подсчитали, что ежемесячно украинскому рынку требуется как минимум 40–45 т мяса», — говорит директор ком­па­нии «Кроликофф».
Продажа мяса кролика — не единственный источник дохода фермеров. К примеру, шкурки кроликов используют для изготовления обуви. Также ценят мех животных, который как в натуральном виде, так и в перекрашенном под нутрию, выдру, соболя и песца идет на пошив шуб, шапок и другой меховой одежды. «Кролик полностью разделывается. Мясо мы продаем в торговые сети, а шкурки сбываем компаниям, которые направляют их на дальнейшую переработку в Китай и Европу», — объясняет Андрей Бущан, предприятие которого в месяц производит в среднем около 17,6 тонн мяса при поголовье в 50 тыс. особей.
Еще один источник прибыли — реализация живых кроликов. «Основная специализация нашего хозяйства — выращивание племенного поголовья. Мясо у нас на втором месте», — разъясняет Константин Чепига. По словам предпринимателя, продажа живых кролей — более рентабельный бизнес, чем реализация мясной продукции. «Спрос на кроличье мясо сезонный и непостоянный — от избытка резко переходит в дефицит. Стабильно мясо продается перед Новым годом и Пасхой. Потом все лето наблюдается затишье, — говорит г-н Чепига. — И когда спрос невелик, многие кролиководы начинают занижать цены, что негативно сказывается на остальных хозяйствах. Особой выгоды от этого нет, и такими действиями фермеры только мешают друг другу».
Структура стартовых инвестиций в кролеферму (в расчете на 1300 голов):
  • 100 мини-ферм (жилье для кроликов) = 400 000 грн.
  • 160 кролематок = 64 000 грн.
  • 8 самцов = 3200 грн.
ИТОГО: около 470 000 грн.

Источник: Компания «ЭкоКрол»

Освоение ближнего зарубежья

Учитывая тот факт, что украинские кролефермы, как правило, производят небольшие партии мяса, говорить об экспорте этого продукта до недавнего времени не приходилось. Но, как оказалось, поставлять за рубеж можно не только мясо, но и племенных кролей. Первыми в стране это направление начали развивать в компании «Кроликофф», договорившись о поставках животных в Беларусь. «Мы регулярно участвуем в международных выставках, поэтому за рубежом наше предприятие уже знают, — рассказывает г-н Бущан. — В Беларуси кролиководство практически не развито — по сравнению с Украиной у них оно на начальном этапе, поэтому их фермеры нуждаются в качественном поголовье». При этом эксперт заметил, что компания уже рассматривает и варианты мясного экспорта: «В качестве потенциальных рынков сбыта предполагаем ОАЭ. Но наиболее перспективным остается российский рынок — именно оттуда поступает наибольшее количество предложений на покупку как мяса, так и поголовья».
Внешние рынки могут стать хорошим плацдармом для укрепления бизнеса наших кролиководов в случае усиления конкуренции внутри страны. И это время, как уверяют предприниматели, уже не за горами. «В Украине есть хорошая сырьевая база. Главное — правильно организовать работу на кролеферме, — полагает Константин Чепига. — Возможно, если нам удастся увеличить производственные объемы, мы станем рассматривать и возможность экспорта. Но возникает вопрос: кто наше мясо будет импортировать? Допустим, сегодня Россия захочет покупать украинскую крольчатину. Но где гарантии, что завтра их ветеринары не найдут причины, по которым экспорт прекратят? Все же здесь риски велики».

Меню для гурманов

Фермеры признаются, что кролики — очень привередливые животные. Именно поэтому крольчатники рекомендуется строить подальше от автомагистралей, аэропортов, других ферм и водоемов. Но особенно кролики переборчивы в еде. Из-за этого предприниматели, дабы не рисковать здоровьем поголовья, вынуждены производить корма самостоятельно. В компании «Элит Кроль» нашли выход из ситуации, установив комбикормовое оборудование. Сырье для кормов предприятие регулярно приобретает в хозяйствах Винницкой области, где расположена кролеферма. «Три года назад мы пробовали сотрудничать с заводами по производству комбикормов, но их продукция нас не устроила, — говорит г-н Чепига. — Я даже не думал, что возникнет проблема с кормами. Мне казалось, что я буду заниматься кролями, а комбикорм для них куплю. Но не тут-то было! Оказалось, что на плохом комбикорме производительность кролей ухудшается. При неправильной кормежке им не хватает жизненных сил, отсюда и болезни, и непродуктивное потомство».
Необходимость наличия собственной кормовой базы подтверждает и Андрей Бущан. В его компании производство комбикормов стало дополнительной статьей дохода. «Совместно с французскими партнерами мы разработали специальный рацион для кролей, и во многом благодаря этому наша мясная продукция пользуется спросом, — отмечает Андрей. — Полученный комбикорм в основном используем для нужд нашего предприятия, но часть продаем другим хозяйствам». Сейчас в компании «Кроликофф» планируют установить новое оборудование, увеличив мощности завода с 800 кг до 5 тонн корма в час. «Мы планируем поставлять корма на мелкие фермы, которые не в состоянии обеспечивать себя ими самостоятельно, так как оборудование стоит дорого — от EUR300 тыс. до EUR1 млн. Кроме того, наша компания готова продавать на эти же предприятия и кролей, потом их покупать, разделывать и реализовывать. Ведь переработка также требует капиталовложений, которые не всем по карману», — делится планами бизнесмен.

Крольчатник «под ключ»

Предприниматели, не планирующие содержать многотысячное поголовье, могут обойтись вложениями в пределах от $10 до $20 тыс. Более того, на рынке есть фирмы, предоставляющие услуги по строительству крольчатников и поставкам животных. По словам Натальи Григорьевой, менеджера проекта «Раббакс Текнолоджи», их компания развивает направление так называемого экокролиководства, ориентирующегося на получение органической продукции.
«Оптимально начинать бизнес с 10–20 голов, — говорит Наталья Григорьева. — Более-менее готовое хозяйство со всей инфраструктурой для бизнеса стоит около $20 тыс.». В эту сумму, по словам специалиста, входит монтаж мини-ферм (сооружений, где живут кроли), пусконаладка и инфраструктурная подвязка. «Если это предоставить только как документальный пакет, по которому заказчик все делает сам, хозяйство обойдется в $10 тыс.», — добавляет госпожа Григорьева. При этом она объясняет, что рентабельность экокролиководства такая же, как и в традиционном варианте — в среднем около 40%.
«Но если продавать по реальной цене продукт экстра-класса, рентабельность выше. Однако в этом и заключается вся сложность, причем ментальная — трудно убедить потребителей покупать дорогой экологически чистый продукт», — резюмирует эксперт.

Брошенные на произвол судьбы

Будущее всей кролиководческой отрасли во многом зависит от действий государства. Участники рынка убеждены, что без дотаций рынок будет развиваться не так динамично, как мог бы. Кроме того, по мнению Ивана Вакуленко, заведующего лабораторией пушного звероводства и кролиководства Института животноводства Национальной академии аграрных наук, на фермеров не должно быть никакого фискального давления: «Нужны дотации со стороны государства, создание профильных ассоциаций кролиководов, чтобы они могли согласовывать свою деятельность, как это делается за рубежом. Там все фермы находятся на учете, они дотируются, что способствует развитию, проведению научных исследований и улучшению селекционной работы. У нас этого, к сожалению, нет», — сетует эксперт.
Единственная помощь, которую кролиководы получают от властей, это уменьшение налоговой нагрузки, применяемое ко всем сельхозпроизводителям. «Спецрежим по НДС и налогу на прибыль — единственная поддержка от государства», — замечает Константин Чепига. Судя по всему, другой помощи предпринимателям ожидать не стоит. В профильных ведомствах проблему признают, но повлиять на ситуацию пока не могут. В департаменте животноводства Мин­а­гропрода по этому поводу заявили, что, согласно бюджетной программе КПКВК 2801190 «Селекция в животноводстве и птицеводстве на предприятиях агропромышленного комплекса», в 2011 году из общего фонда госбюджета было предусмотрено 75,2 млн грн. «Эти средства распределяются по отрасли звероводства в пропорции 1–2%. В прошлом году звероводство профинансировано на 800 тыс. грн, а кролиководство — всего на 50 тыс. грн», — сообщили в пресс-службе аграрного министерства. Комментарии, как говорится, излишни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий